С 5 по 7 февраля 2019 года на базе МБОУ «Эльгяйская СОШ им. П.Х.Староватова Сунтарского улуса проведен региональный методический турнир (далее – Метотур) команд учителей русского языка и литературы Вилюйского образовательного округа.
Метотур организован Институтом развития образования и повышения квалификации им. С.Н.Донского-II при поддержке Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) и МКУ «МОУО» администрации МР «Сунтарский улус» и направлен на объединение усилий улусных профессиональных педагогических сообществ (клубов, объединений, союзов, ассоциаций и др.) учителей русского языка и литературы по выявлению и продвижению эффективных моделей инновационной педагогической практики, сообразных современной социокультурной среде образования. Девиз Метотура: «Умное образование – умный регион».
Метотур направлен на обеспечение инновационного развития и повышения качества районных (улусных) систем образования черезсодействие коллективному обучающему диалогу лидеров науки и практики систем образования по актуальным проблемам развития педагогики и образования;становление новой педагогической культуры, ориентированной на поддержку принципов деятельности, системности, гуманности, субъектности и рефлексивности в образовании;развитие и укрепление профессиональных связей, обмен научно-методическим опытом между педагогическими сообществами, представителями организаций образования;популяризацию новых профессионально-педагогических компетенций, востребованных в современном обществе.
На Метотуре участвовало 6 команд: из Вилюйского, Верхневилюйского и Нюрбинского улусов – по 1 команде, из Сунтарского улуса – 3: команды Сунтарского, Тойбохойского и Эльгяйского образовательных кустов.Участниками команды явились члены улусных профессиональных педагогических сообществ учителей русского языка и литературы.
Первый (отборочный) этап «Информационно-образовательный Интернет-ресурс педагогического сообщества»проводился с 21 по 30 января 2019 года. Участники Метотура представили собственные разработки, отражающие инновационный опыт педагогического сообщества и системы образования своего улуса по обучению русскому языку и литературе. Критерии оценивания данного этапа конкурсного испытания требовали и информационной насыщенности сайта, и актуальности информации, и оригинальности дизайна, и обратную связь.
Второй (финальный) очный этапМетотура с 5 по 8 февраля2019 года на базе МБОУ «Эльгяйская СОШ им.П.Х.Староватова» Сунтарского улуса (района) проведен по следующим конкурсным заданиям:
- «Презентация команды: «Расскажи мне о себе»;
- «Образовательный проект»;
- «Час с классом»;
- «Педагогический СТиЭМ» (Мастер-класс по фундаментальным понятиям);
- «Х-фактор».
На этапе «Презентация команды: Расскажи мне о себе», построенном на ответах на вопросы (Что не получается в работе клуба? Что мешает работе сообщества? Что не посоветовали бы делать в районе (улусе)? Что хотели, но не сделали?) команды продемонстрировали заранее подготовленные оригинальные презентации, заявили педагогическое кредо своего сообщества, раскрыли профессиональный потенциал участников.
На этапе «Образовательный проект» команды совместно с педагогами инновационных ОУ РС(Я) разработали образовательные проекты в рамках экспериментальной темы данных школ, тем самым была достигнута цель достижения реалистичности и актуальности проектов.
На этапе «Час с классом» было продемонстрировано мастерство педагогов по организации воспитательной деятельности. Условие участия на этапе было осложнено тем, что должна была использоваться концепция «Умного образования».Была несомненна воспитательная ценность и информационная насыщенность проведенных классных часов и внеклассных мероприятий по предмету. Учителя сумели включить каждого обучающегося в обсуждение проблемы.
Интересным был этап «Педагогический СТиЭМ» (СТиЭМ – совместное творчество и эффективные методики). Главным экспертом Метотура Бугаевым Н.И. заранее были предложены темы метапредметной направленности («Круг», «Спираль», «Точка» и т.д.). На мастер – классе каждая команда выстроила метапредметную деятельность по своей теме.
Самым интересным для команд стал этап«Х-фактор». Участники Метотура за 15 минут должны были подготовить импровизацию на понимание современных тенденций развития образования через призму своего предмета. Каждая предложенная Главным экспертом Метотуратема выступления по разделам «Общая педагогика», «Литература» и «Цитаты» представляла собой простор для коллективного обсуждения и публичного высказывания.
По итогам трехдневного Метотура места распределились следующим образом:
Команда | Презентация команды | Образова
тельный проект |
Час с классом | Педагоги
ческийСТиЭМ |
Х-фактор | Место |
Верхневилюйский улус | 6 | 5 | 3 | 6 | 4 | 6 |
Сунтарский образовательный куст | 5 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 |
Нюрбинский улус | 3 | 4 | 3 | 1 | 6 | 3 |
Эльгяйский образовательный куст | 1 | 6 | 6 | 5 | 3 | 5 |
Тойбохойский образовательный куст | 4 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 |
Вилюйский улус | 2 | 3 | 5 | 3 | 5 | 4 |
Таким образом, Метотур достиг своей цели. Участники получили большой педагогический опыт и стимул для дальнейшей деятельности:
- Задания, выполняемые экспромтом и требующие на ходу импровизации, вызывали неослабевающий интерес к этапам конкурса.
- Наличие нескольких групп экспертов обеспечило объективность оценивания этапов конкурса.
- Продолжить практику проведения командных профессиональных конкурсов.
- Рекомендовать проведение Метотура в образовательных учреждениях с 5-6 методическими объединениями учителей разных предметов.